Принято
Протокол педагогического совета № 1
От 31.09.2023г.
Утверждаю
Заведующая /О.В.Стрелкова/
Приказ № 120 от 31.09.2024г.
Подлинник электронного документа, подписанного ЭП,
хранится в Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждениеВоскресенский детский сад
№4 «Рябинка»)
(МКДОУ Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»)
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат:
0bde29adf92df2c79b7454b7581adec00e739623
Кому выдан: Стрелкова Ольга Викторовна
Действителен: с 24 августа 2021 до 24
ноября 2024
Рабочая программа
Учителя-логопеда.
МКДОУ Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»
2023год
1
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Страница
1.
Целевой раздел
1.1
Пояснительная записка
3
1.2.
Цели и задачи по освоению Программы
5
1.3.
Принципы и подходы к формированию Программы
5
1.4.
Особенности речевого развития детей 6-7 лет
6
1.5.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и ФНР, ОНР 1, 2, 3 уровня
7
1.6.
Планируемые результаты Рабочей Программы
11
2.
Содержательный раздел
2.1.
Целевые ориентиры
12
2.2.
Направления работы
13
Направления коррекционной работы в области речевого развития
16
2.3.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
21
2.4.
Взаимодействие с родителями
22
3.
Организационный раздел
3.1.
Материально-техническое оснащение кабинета логопеда
22
3.2.
Методическое обеспечение
22
4.
4.1.
2
Раздел
Дополнительный раздел
Приложения
23
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики
личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно
формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и
желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться
разрешать конфликты;
Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинноследственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них
имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе
и детей с тяжелыми нарушениями речи (Общее Недоразвитие Речи, Задержка Речевого Развития, дизартрия), принятие новых федеральных
образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей
имеющих ограниченные возможности здоровья.
Программа составлена в соответствии нормативно-правовыми документами:
•
Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 30.04.2021)
•
3
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022г. № 1028)
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования;
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
•
Письмо министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на
детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
•
Конвенция ООН о правах ребенка;
•
Устав МКДОУ Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»
•
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Воскресенский
детский сад №4 «Рябинка»
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Процесс становления
звукопроизношения заканчивается к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки. Однако благополучное формирование
звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с
большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней
коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста
приводит к значительной их компенсации.
Длительность программы
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Условия реализации Программы
1.
Создание предметно-развивающей среды:
•
Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;
•
Способствует реализации образовательной программы;
•
Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
4
•
Место в спальной комнате, отведенное для логопедических занятий, отгороженное ширмой.
•
Комплексный подход при коррекции речи и привлечение других специалистов (невропатолога и психолога);
•
Оборудование: настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели, салфетки, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и
игровой материал;
2.
Сотрудничество с семьей;
3.
Продолжительность занятий определяется санитарно-эпидемиологическими нормами: для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-
го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В середине занятия
проводят физкультминутку. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей.
1.2. Цели и задачи по освоению Программы
Оказание коррекционной помощи воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими образовательной программы
дошкольного образования.
Задачи:
–
обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников ДОУ;
–
своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников ДОУ, обусловленных недостатками в их речевом развитии;
–
профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников ДОУ;
–
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения;
–
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ по преодолению речевых нарушений;
–
повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста,
имеющих речевые нарушения.
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы:
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и
интеграции усилий педагогов, и семей воспитанников.
Процесс нормализации речи детей осуществляется с учетом общедидактических и специальных принципов:
5
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего
развития.
Принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. Коррекция нарушения произношения звуков и
слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает
основу для формирования грамматической и морфологической систем словообразования и словоизменения.
Принцип комплексности предполагает воздействие на дефект и личность ребенка усилиями разных специалистов.
Принцип деятельностного подхода учитывает ведущую деятельность ребенка данного возраста в логопедической работе.
Принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание
условий для его самореализации.
Принцип связи с другими сторонами психического развития раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других
психических процессов.
Принцип систематичности предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип максимального использования в работе различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного, двигательнокинестетического.
Принцип последовательного перехода от более легкого к более трудному.
1.4. Особенности речевого развития детей 4-5 лет.
Уменьшается зависимость речи от конкретных ситуаций и постоянной поддержки собеседника. Продолжает увеличиваться словарь. Используемые
ребёнком части речи всё чаще обозначают предметы и явления, выходящие за пределы конкретных предметно-действенных ситуаций. Появляются
существительные, обозначающие обобщённые свойства предметов ( скорость, твёрдость), прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (
весёлый, сердитый), этические качества ( добрый, злой), эстетические характеристики ( красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных
предложений. Возникают разные формы словотворчества. Это создание новых слов по аналогии со знакомыми словами (необычные отглагольные
прилагательные, нетрадиционное употребление уменьшительных суффиксов и т. д.). Это также намеренное искажение слов, происходящее большей
частью в форме особой игры со сверстниками.
6
Особенности речевого развития детей 6-7 лет.
На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем.
Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребёнка седьмого года
насчитывается почти 3000—3500 слов. Достаточно развитой является грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой
морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, способы словоизменения; увеличивается
объём сложных предложений. Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям; например, она проявляется в их способности понимать и
употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогам в работе с детьми
седьмого года жизни важно использовать это языковое чутьё, а при решении некоторых задач делать на него ставку (например, упражняя детей в
словообразовании, в употреблении имён существительных в родительном падеже и пр.). Таким образом, в речевом развитии ребёнка 6—8 лет акцент
перемещается на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшее развитие связной речи ребёнка, как диалогической, так и
монологической. Овладение ребёнком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и
взрослыми, даёт возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его
информацию. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звукового и словарного состава,
грамматического строя.
1.5. Характеристика речи детей с ФФНР, ФНР.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи —(ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Без достаточной сформированности фонематического
восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные
элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем
отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может
быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
7
невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков.
Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и
шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба»,
«фуба» вместо «шуба»;
смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а
в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с»
изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старялстлагаетдошку»;
другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением
согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.
Несформированность фонематического восприятия выражается:
в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда
ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный
материал;
8
отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в
понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего
может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного
задания в течение длительного времени;
возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного
выполнения;
в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .
В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.
ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может
наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с
нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами
артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).
Такие расстройства могут проявляться:
в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Чаще всего нарушаются:
свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
9
сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу
артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетикофонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние
всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
Характеристика детей с общим недоразвитие речи (I уровень речевого развития).
Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Речевые средства ребенка ограничены, активный словарь
практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений,
действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий.
Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов,
времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена
способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Характеристика детей с общим недоразвитие речи (II уровень речевого развития).
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже
четырехсловной фразы. При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас
расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В
самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении
грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание
обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с
трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны
грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое
количество несформированных звуков).
10
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики
и фонетики. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может
наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и
прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от
существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в
согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут
быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение
слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке.
Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
1.6. Планируемые результаты Программы
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
•
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
•
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
•
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
•
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
•
владеть элементарными навыками пересказа;
•
владеть навыками диалогической речи;
•
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов,
уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
•
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны
проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
11
•
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных,
местоимений и т. д.);
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Целевые ориентиры
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (I уровня речевого развития).
Ребенок понимает и выделяет из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими
темами:«Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
Называет некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукава т.д.); обозначает наиболее распространенные
действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т.д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и
т.д.);
Выражает желания с помощью простых просьб, обращений; отвечает на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования
жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом не предъявляются требования к фонетической правильности
высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (II уровня речевого развития).
Ребенок соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением.
Узнает по словесному описанию знакомые предметы.
Сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.
Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного
наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов.
12
Фонетически правильно оформляет согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]).
Воспроизводит отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков.
Правильно употребляет в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций. Общается,
используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой»,
«Маша, дай куклу» и прочее).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание.
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (III уровня речевого развития).
Понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи.
Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
Владеет элементарными навыками пересказа.
Владеет навыками диалогической речи.
Владеет навыками словообразования: продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов,
уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.
Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговаривает
четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно.
Использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных,
местоимений и т.д.).
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы
2.2. Направления работы
13
Мониторинговое:
–
отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционное:
–
создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими
нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое:
–
создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной речи воспитанников дошкольного возраста.
Просветительское:
–
создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной
работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на
диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и
промежуточный).
Обследование ребенка проводится по следующим направлениям:
•
анкетные данные;
•
общий анализ;
•
состояние голосовой и дыхательной функций;
•
анатомическое строение артикуляционного аппарата;
14
•
артикуляционная моторика;
•
общая и мелкая моторика;
•
понимание речи (импрессивной речи);
•
лексика и грамматический строй экспрессивной лексики;
•
состояние связной речи;
•
состояние звукопроизношения;
•
состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков);
•
воспроизведение звукослоговой структуры слова;
•
состояние фонематического анализа и синтеза;
•
память, внимание, мышление;
•
знания о цвете, форме и величине, обобщающих понятиях.
Полученные данные фиксируются в речевой карте ребенка. Заполнение речевых карт заканчивается к концу сентября. Данные мониторинга
используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки
образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Сопоставление речевых профилей, полученных при первичных и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и
свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.
Мониторинг проводится 2 раза в год, в сентябре и мае. На основании показателей сентябрьского мониторинга выстраивается индивидуальный
образовательный маршрут развития ребенка. В конце учебного года для определения достижения детьми планируемых результатов программы
проводится диагностическое обследование с использованием сентябрьского инструментария.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи используется методика В.М.Акименко «Логопедическое обследование детей».
15
Коррекционно-развивающая работа
Направление коррекционно-развивающей работы
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи
- коррекция звукопроизношения
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
1) развитие фонематического восприятия;
2) совершенствование слоговой структуры слов;
3) коррекция звукопроизношения.
ОНР 1 уровня
ОНР 2 уровня
1)
развитие понимания речи;
2)
развитие активной подражательной речевой деятель¬ности;
3)
развитие внимания, памяти, мышления детей.
1)
активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного
аппарата;
2)
Развитие активной подражательной речевой деятельности
3) постановка отсутствующих звуков, их различению
на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне
слогов, слов.
ОНР 3 уровня
1) понимание речи и лексико-грамматических средствязыка;
2) развитие произносительной стороны речи;
3) развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
Структура индивидуального логопедического занятия:
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения, упражнения для развития мимических мышц.
16
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по формированию речевого голоса.
5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
9. Формирование лексико-грамматических представлений.
10. Обучение элементам грамоты.
11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
1.
Вводная часть. Организация внимания, подведение к теме занятия, сюрпризные моменты.
2.
Основная часть. Реализация поставленных целей занятия в игровых ситуациях.
3.
Динамическая пауза. Снятие физического и эмоционального напряжения (релаксация, психогимнастика).
4.
Заключительная часть. Подведение итога, домашнее задание, консультирование
Содержание каждого занятия ребенка с ОНР включает несколько направлений работы, в зависимости от уровня:
•
Развитие понимания речи (импрессивная речь) базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления (1 уровень).
•
Развитие активной подражательной речевой деятельности происходит при создании ситуации, которая вызывает коммуникативно –
познавательную потребность в речи (1-2 уровень).
17
•
Развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления) является базовым компонентов в развитии речи детей (1-4 уровень).
•
Формирование фонетической стороны речи на данном этапе не является самостоятельной задачей, но артикуляционные, дыхательные и
голосовые упражнения помогают вызывать отсутствующие звуки (1-2 уровень).
Форма проведения занятий: индивидуальные занятия, подгрупповые (микрогруппы). Для занятий в микрогруппах объединяются дети, имеющие сходные
по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков;
упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности,
создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названийпредметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов,
формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по
усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратнымиглаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?,
обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности
с
продуктами питания,растениями,
материалами;притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательнымзначением.
18
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизироватьих использование вречи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и
порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен
существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми
предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшемвремени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи
существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, ят-, глаголов с различнымиприставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их
однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов
(без предлога).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи
19
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в
свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и
одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Совершенствовать умение различать на слух звуки.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОМУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее
содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
20
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Совершенствовать умение «оречествлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
2.3. Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
•
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
•
формирование правильного произношения;
•
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
•
развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:
1
Создание условий для проявления речевой активности, преодоления
Задачи,стоящиепередвоспитателем:
Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.
речевого негативизма.
2
3
Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по
двигательных навыков.
программе предшествующей возрастной группы.
Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и
Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью
определение уровня речевого развития ребенка.
перспективного планирования коррекционной работы.
4
Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.
5
Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия
Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по
речи.
развитию слухового внимания.
6
Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.
Расширениекругозорадетей.
7
Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.
Уточнение
имеющегося
словаря
детей,
расширение
пассивного
словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.
21
9
Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания работа Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.
по коррекции звукопроизношения.
10
Развитиефонематическоговосприятиядетей.
Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая
выполнение заданий и рекомендаций логопеда.
2.4. Взаимодействие с родителями.
Цель:Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.Привлечение к участию в коррекционно-воспитательном процессе.
Повышение заинтересованности в положительном конечном результате коррекционного процесса.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое оснащение.
Выделенная часть спальной комнаты, отгороженная ширмой
Зеркала: настенное, индивидуальные
Имеется дополнительное освещение над зеркалом.
Комплект логопедических зондов.
Набор логопеда «Бегемотик»: материалы для развития мелкой моторики, материалы для развития речевого дыханий, материалы для постановки звуков и
логопедического массажа, демонстрационная игрушка для логопедических занятий, массажеры, зеркало логопедическое антивандальное, прищепки
массажные, пустышки для постановки звуков, перчатки стерильные.
Комплект демонстрационных карточек. Дидактический материал для автоматизации звуков, сделанный своими руками.
3.2. Методическое обеспечение.
Программы:
Н.В.Нищева. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет.
Н.В.Нищева. «Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением.
Н.В.Нищева «Веселая мимическая гимнастика»
Н.В.Нищева «Веселая дыхательная гимнастика»
22
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН»
Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» Москва «Просвещение» 2016г
Методическое сопровождение:
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий «Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи»
Фомичева М.Ф. «Воспитание у дошкольников правильного произношения»
Жукова Н.С. «Уроки логопеда»
Хватцев М.Е. «Логопедия»
Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи.
Седых Н.А. Практическая логопедия. «Воспитание правильной речи у детей»
Крылова Т. Логопедические игры. Учимся говорить правильно.
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи.
Н.Э.Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Приложения:
4.1.План работы учителя- логопедана 2023- 2024 учебный год
4.2. График работы учителя- логопеда на 2023– 2024 учебный год
4.3 План консультаций учителя- логопеда
4.4 План работы на год творческой группы «Театр для всех!»
23